Arduino танк с bluetooth управлением

Arduino танк с bluetooth управлением — прекрасный пример того, как легко и без особых знаний можно превратить обычный радиоуправляемый танчик в крутую игрушку управляемую с android устройства. Причем при этом даже код редактировать не придется, все сделает специализированный софт. Возможно вы читали мою предыдущую статью Машинка на arduino и Bluetooth Android, посвященную переделке радиоуправляемой модели автомобиля на управление. С танком все почти то же самое, только он еще умеет вращать башней и меняет угол подъема ствола.

Теперь давайте разберем все по порядку.

Arduino танк с bluetooth управлением — аппаратная часть.

Самое главное в аппаратной части это шасси, то есть корпус. Без самого танчика у нас ничего не выйдет. При выборе корпуса обратите внимание на свободное место внутри. Нам придется разместить там внушительное количество компонентов. Мне в руки попался вот такой вариант, с ним и будем работать.

Arduino танк с bluetooth управлением

Донор для нашего проекта.

Изначально он был неисправен. Хотел восстановить, однако ужаснувшись качеством сборки рабочей платы, решил что переделка будет надежнее. Да и детей порадую старым гаджетом управляемым по-новому.

Габариты: 330х145х105 миллиметров без учета ствола. Корпус оснащен четырьмя двигателями: два для движения, один для башни и один для ствола. Изначально танк умел стрелять резиновыми пулями, но механизм был сломан, поэтому я его попросту срезал со ствола. После этого места для размещения начинки стало достаточно.

Следующий компонент это Н-мост на микросхеме L298N . Нам их понадобится два: один для гусениц и один для башни и ствола. Подключение весьма банальное, думаю для вас не составит особого труда разобраться.

Игрушка на управлении на arduino и Bluetooth

Данный модуль моста работает от напряжения 5-35 вольт и имеет выход 5 вольт для подключения логики, что весьма удобно. Кроме того его можно приобрести в Китае за смешные деньги. На момент написания статьи цена составляла около ста рублей.

Еще нам понадобится Bbluetooth модуль HC-06. Он так же прост в подключении и обладает низкой стоимостью.

 bluetooth модуль HC-06 Машинка или танк на arduino и Bluetooth

HC-06 Bluetooth for arduino

Рассматривать его подробно нет необходимости. Этот bluetooth модуль для arduino очень популярен и широко применяется уже довольно давно.

Ну и конечно всем этим «хозяйством» будет управлять плата ардуино. В моем случае это arduino nano V3 ATmega328/ch340g, можно приобрести по ссылке. Тут даже фото выкладывать нет смысла. Подойдет любая плата ардуино, не принципиально.

Еще нам понадобятся провода, холдер для аккумуляторов и сами аккумуляторы, микро выключатель. Выбор аккумуляторов для питания поделки, а точнее их количество, зависит от питающего напряжения двигателей модели. Можно и простыми пальчиковыми батарейками запитать.

Прошивка для ардуино.

.Как я уже писал в начале, мы не будем копаться в коде. Для составления скетча воспользуемся специализированным софтом, а именно программой FLProg. Это целый комбайн для работы с контроллерами ATmega. Поддерживает практически все платы ардуино и датчики к ним. В программу интегрирована Scada для управления микроконтроллерами с персонального компьютера, написанная автором программы.

Вот мой проект для Arduino танка с bluetooth управлением, созданный в программе FLProg: скачать с ЯндексДиска

Скачиваете и устанавливаете программу с официального сайта и устанавливаете, портативную версию можно просто распаковать. Далее открываете в ней мой файл проекта и нажимаете на кнопку прошивки в верхней части интерфейса (седьмая слева).

Arduino танк с bluetooth управлением - прошивка для ардуино

Интерфейс FLProg

Откроется ArduinoIDE, ну а в ней вы работать умеете  😀  .

Схема подключения

Подключение периферийных элементов к плате, в нашем случае блютуза, мостов и светодиодов выполняем по проекту.

bluetooth управление

Список использованных пинов

В списке показаны номера пинов ардуино и их назначение. Все прокомментировано. Контакты управления движением и башней со стволом подключаются напрямую от мостов, никакого дополнительного обвеса не требуется. Подключение аналогового входа для измерения напряжения необходимо выполнять через резистивный делитель так как бортовое напряжение ардуины составляет ПЯТЬ ВОЛЬТ!!! Это очень важно, при превышении порогового напряжения микросхемы контроллер отправляется в мир иной. Так что будьте внимательны. В моем случае использованы два li-ion аккумулятора формата 18650, делитель на резисторах 1 КОм и 680 Ом. Если ваше рабочее напряжение отличается от моего, то идете на любой онлайн-калькулятор для расчета резистивного делителя и рассчитываете самостоятельно, исходя из того что выходное его напряжение должно быть равно пяти вольтам. Если сомневаетесь в своих силах, то можете вообще не использовать измерение напряжения на аккумуляторе, работать будет и так. Перестал так ездить — пора на зарядку.

Светодиоды, если таковые имеются, необходимо подключать через токоограничивающие резисторы.

Arduino танк с bluetooth управлением — программа для планшета или смартфона.

Как и в предыдущей модели мы будем использовать программу для android-устройств под названием HmiKaskada. Выкладываю бесплатную версию этой программы, скачать которую можно с ЯндексДиска. Мой проект выполнен в платной версии и он не совместим с фрее-версией программы. Так что дальнейший материал посвящен созданию проекта в фрее-версии.

Скачать мой проект для Arduino танка с bluetooth управлением

Интерфейс управления с планшета android.

Интерфейс управления

В готовом проекте на планшете присутствует еще индикатор уровня заряда батареи, а это — подложка для проекта. Итак, приступим…

Для начала создадим проект с одним рабочим экраном, нам больше не понадобится. Далее подключим наш модуль блютуз к планшету. Для этого переходим в редактирование списка серверов и жмем плюс в правом верхнем углу. Выбираем из списка наш bluetooth и даем ему имя. Теперь он настроен и готов к работе. Следующий шаг это установка подложки для рабочей области. Для этого идем в меню «прочее — фон» основной рабочей области и загружаем картинку интерфейса. Можете использовать мою или создать свое изображение. На самом деле работать будет и без настройки фона, он только для красоты.

Теперь приступим к размещению органов управления. Идем в меню «задатчики» и перетягиваем кнопку в рабочую область. В меню кнопки кликаем на адрес и вводим например 1#0.12. Где 1 — адрес платы ардуино, а 12 — адрес переменной из проекта. Переменные использованные в проекте можно посмотреть в дереве проектов.

Arduino танк с bluetooth управлением - программа для планшета или смартфона

Список адресов флагов

Используются адреса в диапазоне 0-16. Далее подгоняете размер кнопки бод рабочую область и делаете кнопку прозрачной. Это позволит при запуске проекта лицезреть красивую кнопку подложки.

С настройкой индикатора заряда аккумулятора точно так же. Создаем регистр хранения в формате Integer в проекте ардуино и присваиваем индикатору его адрес. Например 1#10, настраиваете индикатор на свой вкус.

Когда все органы управления созданы, настроены и расположены по своим местам кликаем на запуск проекта. Андроид подключится к танку, и вы сможете насладиться проделанной работой.

Arduino танк с bluetooth управлением — сборка.

Сборка поделки отняла часа два моего времени, но результат превзошел все ожидания. Танк получился довольно шустрый, откликается на команды моментально. Пришлось повозиться с редуктором, приводящим в движение гусеницы танка. Он рассыпался, но к моему счастью шестеренки не повредились и немного клея, солидола и прямые руки вернули его в строй. Штатный аккумулятор пришлось заменить на два, подключенных последовательно, li-ion аккумулятора формата 18650 в холдере. Итоговое питающее напряжение получилось равно 6 — 8,4 вольта, в зависимости от уровня заряда батарей. Так же пришлось заменить моторчик, приводящий в движение башню, он был закорочен.

Заменил диоды на фарах моей игрушки. Желтые слаботочные абсолютно не радовали и были перепаяны на яркие белые из зажигалок с фонариками  🙂  . Теперь этим гусеничным чудом комфортно управлять даже в полной темноте. Фото до и после:

Arduino танк с bluetooth управлением

Уныло

Arduino танк с bluetooth управлением

Прекрасно )

Итог финальной сборки выглядит не очень аккуратно, я решил не тратить дополнительное время на проектирование шилдов и прокладку проводов. И так все замечательно работает.

Arduino танк с bluetooth управлением

Вот такая получилась «начинка»

Arduino танк с bluetooth управлением — заключение.

Как видно из вышеизложенного материала, никаким копанием в коде при создании танка под управлением блютуз и не пахнет. Никаких сверх углубленных познаний в электронике нам тоже не потребуется. Все операции интуитивно понятны и ориентированы на новичков. Изначально программа HMIKaskada была разработана как альтернатива дорогущим промышленным HMI панелям, но пригодилась и в создании игрушки. Надеюсь что помог вам развеять миф о сложности создания многозадачных проектов на ардуино.

Буду рад любого рода комментариям к статье, а так же замечаниям. Ведь я тоже вместе с вами учусь…

Постоянная ссылка на это сообщение: https://rightnotes.ru/instruktsii/arduino-tank.html

17 комментариев

Перейти полю для комментария

  1. При сборке машинки на модуле L298N так же ничего сложного нет. Просто придется соединить модуль с платой Arduino с помощью джамперов папа-мама как показано на картинке.

  2. Прикольно, ваще код знать не надо. Так там еще много чего создать можно, и модули всякие подключить. Спасибо за статью.

  3. А можете выложить готовый скетч и схему подключения?

  4. Доброго дня. Все собрал по вашей схеме. пять минут танк поездил, а потом начал появляться знак восклицания при нажатии на кнопку на планшете. В чем может быть проблема? https://rightnotes.ru/instruktsii/arduino-tank.html

    1. Это значит что нет связи или неверно указан адрес в настройках кнопки.

      1. При запуске HmiKaskada пишет что связь с СH-06 установлена. В настройках кнопки установлен адрес 1#0.4 (Вперед) и 1#0.5 (Назад)

        1. Не работает только одна кнопка?

            • Евгений к 18 декабря, 2019 в 09:39

            Я добавил в проект «Вперед», «Назад», «Вправо», «Влево». С этими кнопками танк ездил пять минут. потом я добавил «Левая гусеница вперед», «Левая гусеница назад», «Правая гусеница вперед», «Левая гусеница назад» и после этого появился знак восклицания при нажатии на любую кнопку. Затем я проект удалил и создал новый но уже только с двумя кнопками «Вперед», «Назад» и тоже знак восклицания. Три дня уже бьюс с этой проблемой.

          1. Ну тогда делитесь своими разработками, будем искать ошибку вместе)

      2. Скачал программку которая от блютуза зажигает и гасит светодиод на плате Ардуино. На планшет установил блютуз терминал. При отправке с планшета «1» диод загорается, при отправке «0» гаснет. Значит блютузка конектится с планшетом. Проверил напряжение тестером на контакте VCC, показывает +5Вольт.

        1. Значит должно работать. Ищите ошибку в настройках каскады или в скетче.

  5. Так проект то ваш «Arduino танка с bluetooth управлением». Не может быть такая проблема из-за батареек? Я взял аккумуляторы от радиоуправляемой машинки. 5 штук по 1,2 вольта

    1. Мой проект 100% рабочий. Проверен на питании от двух литий-ионных акков по 3.7 вольта с хорошей токоотдачей. Возможно пусковой ток моторчика просаживает напряжение и блютуз дисконектится.

      1. Я не сомневаюсь что у вас рабочий проект. Он же и у меня работал пять минут. Вот сегодня куплю литиевые аккумуляторы и попробую с ними. Спасибо за помощь.

  6. А не может это быть из-за того что я питание от аккумулятор подключил в разъем Vin на плате а не через аналоговый вход для измерения напряжения как у вас описано в инструкции?

  7. Вчера танк заработал только после того как я питание с аккумуляторов подал не на контакт VIN на Ардуине, а 12 вольт на драйвере моторов, а с него уже 5 волт на Ардуину.

    1. Ну вот и разобрались. Рад что у вас все заработало.

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.